ДОСТУПНАЯ СРЕДА

Организация обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО Луганский ГАУ регламентируется Положением об организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Правилами приема на обучение по образовательным программам высшего образования в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Луганский государственный аграрный университет имени К.Е. Ворошилова» в 2024 году, Положением о практической подготовке обучающихся, иными локальными нормативными актами Университета.

Ответственность за создание специальных условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в Луганском ГАУ возлагается на проректора, отвечающего за организацию образовательной деятельности в Университете, деканов факультетов, руководителей структурных подразделений, участвующих в организации образовательной деятельности в Университете. Основная цель деятельности сотрудников, ответственных за организацию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья –  создание условий по обеспечению инклюзивного обучения по программам высшего профессионального образования, социальная интеграция данных лиц в студенческую среду. В их задачи входит профориентационная работа с этой категорией абитуриентов, сопровождение инклюзивного обучения, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения, программ дистанционного обучения, социокультурной реабилитации, содействия их трудоустройству, создание безбарьерной среды.

В целях обеспечения специальных условий обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Приемная комиссия, деканаты факультетов, отдел по воспитательной и социальной работе, ведут персонифицированный учет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На сайте Университета и филиалов создаются специальные разделы (страницы), отражающие условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В штатном расписании Университета предусмотрена психологическая служба, в одной из задач которой является психологическая поддержка обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ. Также при необходимости в штатное расписание может вводиться должность тьютора, социального педагога (социального работника), специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения образовательного процесса инвалидов и студентов с ОВЗ при поступлении данных лиц в Университет.

Регулярно проводится дополнительная подготовка преподавателей с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов, специфики приема – передачи учебной информации, применение специальных технических средств обучения с учетом разных нозологий. При необходимости вводятся в штат должности сурдопедагога, сурдопереводчика для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением слуха; тифлопедагога для обеспечения образовательного процесса студентов с нарушением зрения.

При необходимости Университет обеспечивает сопровождение вступительных испытаний для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья. При проведении вступительных испытаний создаются специальные условия, включающие возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний. Особые условия для лиц с ограниченными возможностями здоровья определены в правилах приема в Университет для обучения по программам высшего образования.

Для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (при их наличии в Университете) при необходимости создаются специальные условия. Содержание образования и условия организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. При необходимости для прохождения практик заключаются договоры, предусматривающие создание специальных рабочих мест в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимся с ограниченными возможностями здоровья трудовых функций.

Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация проводятся с учетом особенностей нозологии. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.); при необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по их желанию разрабатываются индивидуальные учебные планы и индивидуальные графики обучения. При составлении индивидуального учебного плана учитываются особенности и образовательные потребности конкретного обучающегося. Разработка индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения осуществляется по письменному заявлению от данных категорий лиц. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен, но не более чем на год (для студентов магистратуры – на полгода). При составлении индивидуального графика обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в академической группе, индивидуально, с использованием дистанционных образовательных технологий.

Разработка адаптированных образовательных программ и создание особых условий организации образовательного и воспитательного процессов осуществляется по письменному заявлению от данных категорий лиц о создании таких условий. Введение адаптационных дисциплин (модулей) в основные образовательные программы предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации студентов – инвалидов и студентов с ОВЗ. Включение таких дисциплин в учебный план определяется деканатом факультета с учетом наличия обучающихся с данными потребностями.

В каждом конкретном случае обучения студентов – инвалидов или студентов с ОВЗ определяются методы обучения исходя из уровня знаний, умений, навыков и профессиональной подготовки преподавателей Университета, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентов – инвалидов и студентов с ОВЗ.

Мероприятия по содействию в трудоустройстве выпускников – инвалидов осуществляются отделом по трудоустройству студентов во взаимодействии с государственными центрами занятости населения, и некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями.

Безбарьерная среда в Университете основывается на учете потребности разных категорий (с нарушением зрения, с нарушением слуха, с ограничением двигательных функций). Обеспечивается доступность прилегающей к образовательной организации территории, входных путей. Территория соответствовует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных студентов, обеспечивается доступ к зданиям и сооружениям.

В здании, предназначенном для реализации программ подготовки инвалидов, требуется обеспечить как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Помещения, где могут находиться люди на креслах-колясках, размещаются на первом этаже. В учебных помещениях (в лекционных аудиториях, кабинетах для практических занятий, учебных мастерских, библиотеке и пр.) предусматривается возможность оборудования 1-2 мест для студентов с ограниченными возможностями здоровья (при их наличии) по каждому виду нарушений здоровья – опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения. В аудитории, предназначенной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предназначаются для обучающихся с нарушениями зрения и слуха, а для обучающихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделяются 1-2 первых стола в ряду у дверного проема. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья специально оборудуется санитарно-гигиеническая комната на первом этаже.

Информация об опасности передается через систему сигнализации и оповещения. В случае необходимости в общежитиях выделяется зона для проживания инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, обеспеченную хорошей взаимосвязью с помещениями входной зоны и другими, используемыми людьми с ограниченными возможностями здоровья помещениями (группами помещений). В общежитиях необходимо предусмотреть оборудованные санитарно-гигиенические помещения для студентов, обеспечить в комнате проживание не более двух человек (оба инвалиды, или инвалид и студент-куратор инвалида).

В случае обучения слабослышащих студентов необходимо использование сурдотехнических средств в качестве оптимизации учебного процесса. В частности, технологии беспроводной передачи звука (FM-системы). Учебная аудитория, в которой обучаются студенты с нарушением слуха, при необходимости оборудуется радиоклассом, компьютерной техникой, аудиотехникой (акустический усилитель и колонки), видеотехникой (мультимедийный проектор, телевизор), электронной доской, документ-камерой, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. В случае обучения слабовидящих студентов в лекционных и учебных аудиториях необходимо предусмотреть возможность просмотра удаленных объектов (например, текста на доске или слайда на экране) при помощи видеоувеличителей для удаленного просмотра. При необходимости инвалидам/лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется адаптированная компьютерная техника, имеющая специальное программное обеспечение, альтернативные устройства ввода информации и другие технические средства приема-передачи учебной информации.

Образовательный процесс лиц с ограниченными возможностями обеспечивается комплексным сопровождением в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, структурой, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации  самостоятельной работы в случае пропуска по болезни; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов; контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель – студент инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов; коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента-инвалида, её профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Социальное сопровождение включает совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку лиц с ограниченными возможностями при их инклюзивном обучении.

Профилактически-оздоровительное сопровождение включает в себя:

— занятия адаптивной физической культурой в специальных медицинских группах с целью укрепления остаточного здоровья, развития и закрепления физических (в частности, двигательных), психических качеств, навыков самообслуживания с целью повышения адаптационных возможностей студентов-инвалидов;

— профилактически-воспитательную работу по укреплению здорового образа жизни: двигательного режима, режима труда и отдыха, сбалансированного питания, психологической устойчивости к стрессам (в том числе связанным с физическими нарушениями), профилактики и борьбы с вредными привычками;

— проведение постоянного мониторинга состояния здоровья инвалидов в процессе обучения их в вузе;

— оздоровление в летний период по санаторно-курортным путевкам, выделяемым органами социальной защиты населения и власти.

Для инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья на основе соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Занятия проводятся в специально оборудованных спортивных залах или на открытом воздухе преподавателями, имеющими соответствующую подготовку. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта, различные виды адаптивного спорта. В учебный план включается некоторое количество часов, посвященных поддержанию их здоровья и здорового образа жизни. Спортивное оборудование должно отвечать требованиям доступности, надежности, прочности, удобства. В спортивных комплексах и залах должна быть обеспечена безбарьерная среда.

В Университете создается толерантная социокультурная среда, необходимая для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья внедряется волонтерская помощь студентам-инвалидам. Волонтерское движение не только способствует социализации инвалидов, но и продвигает остальную часть студентов навстречу им, развивает процессы интеграции в молодежной среде, что проявится с положительной стороны и в будущем в общественной жизни.